Поздравляем Чилика Романа, учащегося 9 «В» класса, занявшего III место в районном конкурсе риторического мастерства «Юный ритор», посвящённого Году малой родины!
Районный конкурс риторического мастерства призван повысить интерес учащихся к изучению риторики на факультативных занятиях, совершенствовать коммуникативно-речевые умения и навыки, развивать умение грамотно выстраивать в предложенной ситуации своё коммуникативное поведение, достигать поставленной цели в речевом взаимодействии с другими людьми.
Конкурс проводился 12 мая 2018 года на базе ГУО «Слонимский районный лицей».
Конкурс состоял из 4 туров:
1 тур (домашнее задание). Самопредставление «О времени и о себе», «Однажды 10 (20) лет спустя», «Я и мой род», «Моя малая родина» (на выбор) – до 3 мин.
2 тур. Чтение наизусть (по выбору участника – проза или поэзия – тема «Моя Беларусь», «Милый сердцу уголок») – до 3 мин.
3 тур. Устное высказывание на заданную тему (подготовка в течение 15 мин. речи на одну из трёх предложенных тем и выступление перед аудиторией – до 3 мин.). К участию в 4 туре допускаются 6 учащихся, которые набрали наибольшее количество баллов по результатам первых трёх туров.
4 тур. Дебаты. Принимают участие 3 пары учащихся, объединенных по жребию в соответствии с выбранными антонимическими понятиями. После предварительной подготовки (до 10 мин.) необходимо аргументировано отстоять позицию в соответствии с выпавшим по жребию понятием или высказыванием. Каждый из участников пары выступает с речью-обоснованием своей позиции и отвечает на вопросы соперника. Соответственно после речи соперника задает ему вопросы.
Для оценивания выступлений участников жюри использовало следующие критерии:
№ п/п | Критерии оценки | Баллы |
1. | Соответствие выступления теме, умение выступающего отобрать наиболее важные сведения. Оригинальность материала. | 3 |
2. | Информационная основа речи. Умение привлекать источники, приводить примеры, иллюстрирующие основные положения речи. Убедительность приводимых доказательств и аргументов. Точность и достоверность информации, использованной в речи. | 4 |
3. | Жанрово-стилевое единство, соблюдение основных параметров жанра. Соответствие выбранного жанра теме и коммуникативной целеустановке речи. | 2 |
4. | Композиция речи. Умение выстроить композицию речи в соответствии с темой, коммуникативной задачей и избранным функционально-смысловым типом речи. | 2 |
5. | Логичность выступления. Структурированность речи. Полнота и завершённость смысловых блоков. Последовательность в развёртывании речи. Отсутствие смысловых сбоев, перестановок, незавершённости. Умение доказать свою точку зрения. | 6 |
6. | Языковая сторона выступления. Соблюдение основных требований культуры речи (лексических, грамматических, стилистических, акцентологических норм). Уместность, точность, чистота речи. Использование языковых выразительных средств. Богатство и разнообразие речи. | 5 |
7. | Техника речи. Правильное речевое дыхание, плавность речи. Владение голосом (сила, темп, полётность). Дикция. Интонационная выразительность, разнообразие интонации. | 2 |
8. | Умение держаться перед аудиторией. Внешний вид, поза, жесты, мимика, взгляд. | 2 |
9. | Контакт с аудиторией. Установка на общение. Умение привлечь внимание к речи, заинтересовать аудиторию, удерживать внимание на протяжении речи. | 2 |
10. | Эффективность речи. Умение достичь поставленной коммуникативной целеустановки, убедить слушателей, заразить своим эмоциональным состоянием, привлечь на свою сторону. | 2 |
Всего: | 30 |