Распечатать Страница

Музей общего среднего образования Слонимщины

Музей общего среднего образования Слонимщины.

Наш адрес: ул.Брестская 59/1

Контактное лицо: Янушевич А.В., тел.:(8029)9794293

График работы: среда – пятница 9.00-13.00

Экскурсионная программа 

 

                                                Обзорная экскурсия

     Вы находитесь в музее ГУО «Средняя школа № 3 г.Слонима», который посвящен истории общего среднего образования на Слонимщине. Идея создания такого музея принадлежит первому директору школы Л. М. Пекарской. Один из стендов посвящен ее профессиональной деятельности. Не могли обойти мы вниманием и историю строительства и открытия нашей школы. Здесь представлены фотодокументы о последних приготовлениях к открытию школы и о том, как выглядели учебные кабинеты.

     Самое главное в школе — это наши ученики. Всё, что делается в школе, делается для них и ради них. Один из стендов рассказывает лишь о малой части тех мероприятий, которые происходили и происходят регулярно. Вот лишь некоторые из них: Международный фестиваль «Сябры-друзья», районный туристический слет, смотры художественной самодеятельности и многое другое.

      Но вернемся к тому, чему посвящен музей, к истории школьного образования   Слонимщины. Как известно, основой развития образования в Беларуси стало распространение письменности, связанное с христианизацией белорусских земель. Поэтому, первыми центрами образования стали школы при монастырях и церквях. Долгое время церковное обучение сочеталось с домашним. На Слонимской земле и ее окрестностях на протяжение нескольких столетий крупным образовательным центром был Жировичский монастырь. В самом городе действовала братская школа, позже открылся и иезуитский коллегиум, при котором действовали два конвикта для дворян. Базилианская школа для светских особ в конце XVIII века была преобразована в 3-х классное уездное дворянское училище. С 1854 года открыто еврейское училище 1-го разряда (частное), а 1853 года — казенное. С 1859 года действовал частный женский пансион, преобразованный в середине 70-х годов в женское 4-х классное училище. Для детей и мещан с 1859 года открылись начальные (народные) школы. В 1862 году их было 45. При этом более половины населения было неграмотным. Система училищ и народных школ действовала до Первой мировой войны. Военное лихолетье, продолжавшееся до 1921 года, не давало возможности учебным заведениям работать стабильно.

         В 1925г. в Слонимском уезде действовали 143 начальные школы с польским языком обучения, 2-еврейские и только 7 школ, где белорусский язык преподавался как отдельный предмет. Более зажиточные семьи отдавали своих детей в семинарии: Слонимскую частную женскую семинарию имени Марцелины Доровской (существовала до 1936г.) и Слонимскую мужскую государственную учительскую семинарию (существовала в 1921-1939гг.). Плата в этих учебных заведениях составляла 600-700 злотых в год, в то время как годовой доход крестьянина-середняка не превышал 150 злотых. В Слониме  некоторое время действовали государственные учительские курсы (1921-1929гг.).

      Немало было сделано в области народного образования после воссоединения Западной Беларуси с БССР. В первый год после воссоединения Западной Беларуси с БССР на Слонимщине начали работать 88 школ, из них 78 – на селе,  были открыты 143 школы по ликвидации неграмотности и малограмотности, где обучалось 13 тыс. человек.

      Однако все было уничтожено в годы немецко-фашистской оккупации. В экономической сводке от 13 августа 1944г. сообщалось, что «было сожжено и разрушено 45 школ, все больницы». Орган Слонимского антифашистского комитета газета «Барацьба» писала: « Убегая от полицейских погромов, в лесу оказалось молодое поколение – дети. Чтобы дать им необходимое образование и науку, командование бригады партизанских отрядов 1 июня 1944г. открыло школу и выделило учителей. С большой радостью дети взялись за науку. Материальная база обучения была слабая. После войны на селе сохранились только кирпичные здания школ в Озернице, Жировичах и Хмельнице. Все остальные средние и семилетние школы располагались в приспособленных помещениях.

      И только после войны ситуация в образовании стала стремительно меняться к лучшему.

Из воспоминаний Трофимовича Михаила Георгиевича,   заведующего Слонимским  районо в 1957-1962гг.

«К 1957г. в районе сложилась стабильная школьная сеть. Работало 112 школ, из них -15 средних, 28 восьмилетних и 69 начальных, 2 детских дома, позже Альбертинский детдом был преобразован в школу-интернат. 13500 учащихся обучали 980 учителей и воспитателей.

Школы района неплохо были укомплектованы педагогическими кадрами (по тогдашним меркам), в основном выпускниками Барановичского учительского института и педучилищ. Учителей же с высшим образованием было недостаточно. Поэтому одной из важнейших задач было широкое распространение передового опыта лучших учителей и охват заочным обучением в пединститутах. Были организованы методические объединения по основным учебным предметам.

Большое внимание уделялось здоровью детей. Школы постепенно оборудовались стандартными партами, начал осуществляться выездной профилактический медицинский контроль за здоровьем детей. Занятия физической культурой велись круглогодично на свежем воздухе( спортзал был только в СШ№1). Ежегодно проводились районные спартакиады школьников по широкой программе. Район устойчиво занимал по спорту 2-3 места в области, уступая Гродно, иногда Лиде.

В 60-е гг. в районе при содействии РК КПБ и райисполкома развернулось широкое инициативное строительство школ за счет колхозов, совхозов и местного бюджета. Так были построены Подмошская, Воробьевичская и Гриньковщинская начальные школы. Методом народной стройки были возведены Островская ВШ, спортзал в СШ№5 и реконструированы помещения под спортзал в СШ№2.»

К 1963 году завершился переход ко всеобщему 8-летнему обучению. Введённая в Беларуси в 1950-е годы практика выбора родителями языка обучения детей привела к постепенному сужению белорусского языка в общеобразовательных школах.

К 1976 году завершился переход ко всеобщему среднему образованию. В соответствии со школьной реформой 1984 года вводилось 11-летнее всеобщее среднее образование.

Более подробно о каждой школе Слонимского района можно узнать из альбомов, оформленных поисковиками.

Сегодня наш музей содержит  270 эспонатов, среди которых ценность составляют  личные вещи Кухаренко А.Д. и письма Новика-Пеюна.

 

Тематическая экскурсия

НАША ШКОЛА ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Школа – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Школа – это не просто здание, куда ежедневно приходит детвора, чтобы отправиться в очередное путешествие по стране знаний. Это место, ставшее дорогим и необходимым для многих, потому что в родных стенах затерялось милое детство тысяч её выпускников.

В 70-х годах ХХ века город  Слоним рос и становился все красивее. Набирала мощь промышленность. На карте города появилось новое предприятие «Камвольно-прядильная фабрика», а вместе с ней на небольшой возвышенности начал застраиваться новый микрорайон, название которому — «Текстильщик», ведь здесь планировалось  проживание семей камвольщиков. Постепенно сформировались улицы Ершова и Тополевая. Микрорайон  «Текстильщик» был самым молодым и многолюдным районом города. Одна средняя школа № 10 уже не могла вместить проживающих здесь детей. В городе было принято решение о строительстве новой школы. Возводить здание школы было поручено строительному управлению № 187 (начальник Крупко А.А.). Построенной школе был дан номер 3, который высвободился после закрытия восьмилетней школы в районе площади М.Горького (в настоящее время площадь Льва Сапеги).

К новому учебному году школу готовили и взрослые, и дети. Каждому нашлось дело: надо было убрать не только горы мусора, остатки стройматериалов, но и подготовить учебные кабинеты к приему детей.

В путешествие по необозримому океану знаний белокрылый корабль Детства – СШ №3 —  отправился 1 сентября 1984 года.  Это была незабываемая торжественная линейка, посвященная и началу учебного года,  и открытию школы, и значительное событие для жителей города Слонима. Поэтому на празднике было очень многолюдно. На линейке  присутствовали председатель горисполкома Вадейко И.П., третий секретарь горкома партии Мукасей Е.И, заведующий гороно Бубен С.С.

Начальник строительного управления № 187 Крупко А.А. в торжественной обстановке вручил символический ключ от школы директору школы  Пекарской Л.М., кавалеру Ордена Трудового Красного Знамени, отличнику Просвещения СССР, отличнику народного Просвещения БССР. На празднике звучали слова поздравлений и напутствия учащимся школы. В стену здания школы была заложена капсула со словами напутствия  будущим поколениям — хорошо учиться и любить Родину. К занятиям в новой школе с 1 сентября 1984/1985 учебного  года приступили 1040 учащихся, для которых был создан 31 класс.

        С первых дней благодаря продуманной организационной  работе администрации установился четкий режим работы школы. Ведь надо было составить расписание уроков, распределить кабинеты,  организовать  работу дополнительных занятий, занятий  кружков, спортивных секций и т.д. Заместители директора  Лабутина Г.И., Вадейко Е.И. строго контролировали организацию учебных занятий.  Однако надо было не только организовать учебно-воспитательный процесс, но и создать условия для работы. Директор школы Пекарская Л.М. начинает изучать опыт работы лучших школ страны. Она срочно отправляется в поездки по Прибалтике, в Москву и Ленинград, в Бобруйск и Могилев в поисках оригинальных идей. Перед учителями ставится задача создания учебных кабинетов. «Кабинетов в школе больше тридцати. Каждый должен быть индивидуален и не похож на другой. К концу второй четверти было оформлено шесть кабинетов, которые были признаны лучшими  в городском смотре-конкурсе. Почему такая спешка? Да дело в том, что стены всех классов имели меловую побелку, которая  «оседала» после перемен на темно-синих костюмах мальчиков. Начинается кабинетная «лихорадка». Каждый учитель горит желанием скорее создать кабинет по своему предмету. Работа кипит, привлечены шефы, родители, специалисты или просто помощники. До  полуночи не гаснет свет в окнах  школы. Успехи рождают радость. В течение двух лет тридцать кабинетов были оформлены как лучшие и по содержанию и по  эстетике оформления». И сейчас можно увидеть, как выглядели кабинеты в первые годы работы нашей школы.

В 1986 году     в СССР готовился февральский Пленум ЦК КПСС, на котором должны были обсуждаться вопросы по выполнению реформы общеобразовательной школы. Состояние дел было решено изучить в Белорусской  ССР. Министерство образования БССР выбрало  для проверки город Слоним и Слонимский район. В ноябре 1986 года в городе начала работу бригада из 30 человек, в составе которой были представители ЦК КПСС, Министерства Просвещения СССР, представители Академии педагогических наук СССР, авторы учебников и сборников задач и другие.  Несмотря на небольшой срок работы, проверке подверглась и СШ № 3. С 9 ноября и по 27 декабря в школе работали члены бригады. Проводились собеседования с администрацией, учителями, опросы учащихся и их родителей, проверялась документация. Учащимся разных классов давались контрольные работы и диктанты. В ходе проверки посещались уроки, октябрятские и пионерские сборы, комсомольские собрания, педагогические советы, совещания учителей, родительские собрания, занятия клубов, кружков, спортивные секции. Одним словом, всё, чем жила школа.

              26 декабря состоялся педсовет по итогам фронтальной проверки. Весь коллектив в напряжении ожидал результатов, а они были ошеломляющие.  По итогам проверки был отмечен высокий уровень работы школы. Проверяющие были довольны посещенными уроками. Итоги контрольных работ, диктантов, результаты анкет, устные ответы учащихся на уроках их просто удивили. Средний балл успеваемости был выше, чем в Москве. Была отмечена высокая культура и широкий кругозор учащихся, профессионализм педагогов. Оформление и оборудование кабинетов получило высший балл оценки.

В 1987 году Министерством образования СССР было объявлено социалистическое соревнование  среди школ. В соответствии с Положением предусматривалось  изучение вопросов по 17 параметрам, в основном о результативности работы учреждения. Наша школа  представила на рассмотрение результаты своей работы, т.к. коллективу  уже можно было гордиться  достижениями и в учебе,  и в предметных олимпиадах, и в труде, и в спорте, и по результатам выпускных экзаменов, и в определении выпускников. За достижения наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции  средняя школа  № 3 города Слонима   была  награждена Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Первое место в социалистическом соревновании давало право работать коллективу школы на доверии в течение 5 лет.          

 В 1988 году  на февральском пленуме ЦК КПСС в докладе  секретаря ЦК КПСС тов. Лигачева  прозвучали такие слова: « Есть в безбрежном океане островок – это город Слоним, а в нем СШ № 3,  где народное образование цветет и благоухает».

            Напечатанные в  центральных  газетах  материалы   Пленума сделали  эти  выводы известными всей стране. В течение двух лет школу посетили делегации  167  педагогических коллективов различных регионов Советского Союза с целью изучения опыта работы по организации   учебно-воспитательного   процесса, а также ознакомления

с эстетическим оформлением школы. В этих альбомах хранятся отзывы делегаций, посетивших нашу школу.

        По замечательным  результатам работы директор школы кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, отличник Просвещения СССР, отличник народного Просвещения БССР ПЕКАРСКАЯ Лидия Михайловна была удостоена звания заслуженного работника образования Белорусской ССР.

           Коллектив школы  постоянно работает в режиме развития. Работа педколлектива  направлена на обучение, развитие и воспитание всех детей с различными особенностями, склонностями и способностями. Под запросы  детей  и их родителей открывались классы с уклонами, классы  с организацией обучения по передовым методикам. В начальной школе начиная с 1996 года по инициативе заместителя директора по учебной работе в начальной школе Чертополоховой В.М. начали открываться классы развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова. В 1996 году был открыт в выпускном классе базовой школы класс с изучением химии на повышенном уровне (учитель химии Ермола Галина Ивановна). На следующий год к этому предмету присоединилось изучение биологии на углубленном уровне (учитель биологии Кухаренко Александр Демьянович). В 1998 году были впервые открыты лицейские классы: химико-биологического профиля (учителя Ермола Г. И., Кухаренко А. Д.), физико-математического профиля (учителя Матюкевич Л. Н., Волонцевич Е. П.).  Школа заключила договоры с Государственным университетом им. Я.Купалы, медицинским институтом, лицеем «Альфа» г. Гродно. В последующие годы на повышенном уровне преподавались  также география       (учитель Коронец В.В.), русский  язык (учитель Анищик А.Э.), история Беларуси, предмет «Человек. Общество. Государство» (учителя Случко А.И., Янушевич А.В.). К преподаванию математики на повышенном уровне присоединились Шамшорик Л.В., Шелестович Л.В., Лис И.А. Английский язык учителя Валюкевич И.Н., Борисик Н.А., Райко И.И., Маменко Р.С. преподавали  на повышенном уровне с первого класса.

   Наряду     с общеобразовательными классами создавались классы, в которых могли заниматься дети с   особенностями   психофизического развития. В   школе   создаются   благоприятные   условия   для  обучения  и социальной   адаптации учащихся с  отклонениями   в психофизическом развитии:  работают   интегрированные    и    специальные   классы   С 2001 года по инициативе заместителя директора Чертополоховой В.М. стали открываться общеэстетические, хореографические  классы, в которых дети обучались игре на инструменте, вокалу, танцу.  В 2004 году  впервые в городе на базе школы был открыт первый класс с изучением польского языка  С 1996 по 2001 год СШ 3 являлась экспериментальной площадкой Академии последипломного образования по проблеме создания открытой воспитательной системы. В 1998 году авторская программа воспитания учащихся СШ №3 была признана лучшей в Гродненской области. Опыт  работы педколлектива был обобщен  и опубликован в книге «Воспитательная система современной школы». Автор пособия – заместитель директора школы по воспитательной работе Ф.И. Храмцова. В октябре 1996 года на базе школы прошел республиканский семинар по социально-педагогическим проблемам воспитания. В нем принял участие заместитель министра образования Г.Д. Дылян. Результаты работы школы были высоко оценены участниками семинара.

Школа в конце 90-х годов включилась в российско-белорусский  проект «Учимся и учим культуре мира».  Настоящим праздником для школы стало участие в 1999 году в международном детском фестивале «Сябры-друзья». Учащиеся и учителя встречали гостей из России и других городов Беларуси. Заместитель директора по воспитательной работе Храмцова Ф.И. так плотно продумала программу встречи, что гости смогли познакомиться   со всеми  направлениями воспитательной работы.

В1997 году на базе нашей школы проходила республиканская олимпиада по географии. В апреле этого же года в течение двух недель работали областные авторские курсы учителя биологии Кухаренко А.Д.

С 1999 году учащиеся  ежегодно участвуют в районной научно-практической конференции. И каждый год их исследовательские работы  отмечены дипломами.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе является неотъемлевой частью учебно-воспитательного процесса. Для этого в учреждении создана хорошая спортивная база: 2 спортивных зала, тренажерный зал, тир, стадион, спортивные площадки.  В 2005 году учащиеся  5-9 классов были участниками телевизионной игры «Вас вызывает Спортландия». За развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на телевизионной  игре «Суперлото» в 2008 году СШ №3 получила денежный сертификат.

Наша школа сегодня – это содружество педагогов, учеников, родителей. Состоялось 32 не похожих друг на друга выпуска. Но каждый год, и это стало доброй традицией, слетаются в родные стены школы её воспитанники. Получив путёвку в жизнь, они выбрали нужные для общества профессии. Но учителя школы считают, что неважно,  какую профессию выбрал ученик, главное, чтобы он состоялся как личность. И в этом — главная задача нашей школы.

Размер шрифта
Контраст